Из этой статьи Вы узнаете о способах нанесения изображений
на памятники - фотокерамика, ручная и компьютерная гравировка, а также о
ритуальных символах, применяющихся при оформлении надгробий.
Как наносят изображение на памятник
Надгробие совсем без надписей или рисунков можно увидеть
крайне редко. Если на памятнике не указано хотя бы имя покойного и даты, то
такой памятник в изрядной степени теряет свой смысл. Но это – лишь минимум
того, что можно поместить на надгробии. Соответственно, и методов нанесения
картинок и текста существует достаточно много.
Гравюра
Самый традиционный и наиболее широко известный способ – гравировка.
Она может быть ручной (в этом случае текст или изображение как бы выбиваются на
поверхности) или компьютерной (с помощью компьютера создаётся эскиз, который
чётко переносится на надгробие специальной аппаратурой). Ручная гравировка на натуральном граните либо мраморе смотрится
отлично и наиболее долговечна, так как глубина прорезей («бороздок») в камне
несравнима с глубиной рисунка, нанесённого, к примеру,лазером. Но это работа достаточно трудоёмкая,
и она требует опыта, верного глаза и твёрдой руки. Естественно, такая
гравировка существенно поднимает стоимость надгробия.
Компьютерный
метод более широко распространён, хотя это название объединяет не одну, а
несколько технологий. Их сближает способ перенесения эскиза на поверхность с
помощью компьютерной оцифровки. После этого сами прорези в материале могут быть
сделаны с помощью лазера либо пескоструйным аппаратом. Лазер даёт чёткое и контрастное изображение, но не слишком глубокое:
со временем линии такой гравировки могут поблекнуть. Пескоструйная гравировка помогает создать глубокие борозды, которые
могут гораздо дольше сохраняться, зато с ее помощью нельзя перенести на
памятник фотографию или сложную картину – например, многоплановый пейзаж.
Фото на эмали (фотокерамика)
В этом случае изображение (а чаще всего – фотография)
переносятся на пластину либо из керамики (фарфора), либо из эмалированного
металла. Картинка печатается на пластине с помощью цветного принтера, а затем
запекается в специальной печи. После этого изображение
сохраняется надолго, не стираясь под действием воды или солнца. Есть и ещё
один вариант перенести фото на фарфоровую
пластину: отпечатать его сначала на основе из бумаги, а потом перевести на
болванку с помощью термопресса и тоже запечь. Это более затратный способ, хотя
и качество изображения будет выше.
Такие технологии имеют неоспоримое преимущество: с их
помощью можно перенести на надгробие цветное изображение. Перед этим вы сможете
отретушировать картинку, убрать или добавить что-то, раскрасить чёрно-белое
фото и так далее. После того, как табличка готова, её крепят на памятнике либо
специальным монтажным клеем, либо болтами. Так или иначе, фотокерамика
либо фото на эмали – это недорогой и быстрый способ переноса фотографии на
памятник. С другой стороны, он не даёт такого долговечного изображения, как
гравировка. Срок службы фотокерамики исчисляется десятилетиями: затем такое
фото обычно выцветает.
Выбор фотографии для надгробия
Фото для памятника в общем и целом может быть любым. Но в
зависимости от того, какой способ нанесения изображения вы выберете, к
фотографии могут предъявляться особые требования. Общее правило одно:
желательно, чтобы фон на фото был светлым. Впрочем, с развитием современных
технологий цифровой обработки изображений и это не принципиально. Если вы
выбрали лазерную гравировку, фото должно быть чётким, высококачественным,
достаточно большого разрешения и габаритов. Если вы делаете фото на эмали,
ограничений тут меньше, но и для него желательно подобрать максимально
контрастное и чёткое изображение.
Если говорить о сюжете, то здесь всё зависит исключительно
от желания заказчика. Никто не предписывает помещать на памятнике то, а не иное
фото. Правда, законодательство подразумевает ограничения в отношении надписи на
памятнике: на нём обязательно должно быть указано достоверное и полное имя
покойного. Других требований нет, и вы можете помещать на надгробии любую
картинку – пейзаж, портрет, фото,
рисунок или даже экслибрис.
Символы и знаки в ритуальных изображениях
Самые частые символы и художественные изображения,
которые помещают на памятниках и надгробиях, – это религиозные
атрибуты. Для нашей страны ими будут православные
кресты, реже – купола, свечи, лики святых покровителей. Другой
распространённый мотив, хотя принятый и не во всех религиях, – это символы печали, такие как ленты, венки
и вазы, сломанные цветы и т. п. Нужно знать, что, к примеру, в мусульманской
традиции нанесение таких изображений не принято. Это же касается и рисунков
природной тематики, которые уходят корнями в языческие верования. Но для
атеистов, агностиков либо тех, кто не слишком привержен церковным догмам,
изображения живой природы – птиц, зверей, цветов, живописных ландшафтов –
вполне приемлемы, так как намекают на возврат души в лоно мироздания после кончины
тела.
Также популярным в последнее время становится помещать на
памятниках изображения, связанные с работой
или хобби покойного. Изначально это делалось при захоронении
военнослужащих, моряков, лётчиков, великих мыслителей, актёров или писателей.
Но если человек отдавал всю душу любимой работе, то не столь важно, приобрёл ли
он всенародную известность: на его надгробии вполне могут быть помещены
изображения атрибутов его профессиональной деятельности либо увлечений.
Особняком в ритуальной графике стоят сакральные
символы. Их особенность заключается в том, что они могут иметь значение
только для усопшего либо для близких ему людей – если только речь не идёт о
распространённых и повсеместно принятых формах, таких как сердце или звезда. На
надгробиях помещают спирали как графическое отображение устройства мира,
мандалы восточных верований, египетские кресты с петлёй либо всевидящее око, а
также национальные орнаменты.
А самая последняя новинка в области ритуальной графики – это
QR-код на надгробии.
Такая контрастная чёрно-белая картинка из пикселей украшает всё больше
памятников за рубежом; дошла эта мода и до России. Благодаря специальному
программному обеспечению, сфотографировав эту картинку на мобильный телефон,
можно сразу перейти на страницу в
интернете – веб-сайт, посвящённый умершему. Правда, нужно понимать, что сам
сайт не возьмётся из ниоткуда: его нужно сделать и
поддерживать, оплачивая хостинг и доменное имя, а также периодически обновляя на
нем информацию.