…Удивительные глаза… Задумчивые и грустные и в то же время открытые в своей доброте и излучающие жизненный свет.
Олег Даль родился в Москве. Его мать была учительницей, отец – инженером. Детство Олега прошло в Люблино. Он увлекался баскетболом и тренировался в школе. На одной из таких тренировок у него начались проблемы с сердцем, и спорт ушел из его жизни. Тогда Даль стал увлекаться музыкой, живописью и литературой.
В детстве Олег картавил и поэтому, когда, окончив школу в 1959 году собрался поступать в театральное училище имени Щепкина, родители его были категорически против. Но, Олег все же решил попробовать свои силы и, прочтя на вступительных экзаменах монолог Ноздрева из «Мертвых душ» и процитировав Лермонтова, был зачислен на первый курс училища. На курсе с ним учились Михаил Кононов и Виталий Соломин.
В кино Олег Даль дебютировал в фильме «Мой младший брат» (1962 год). В этом же году Сергей Бондарчук приглашает его на пробы для роли Ростова младшего в фильме «Война и мир», но Даль пробы не прошел. Его первая главная роль в фильме Л. Аграновича «Человек, который сомневается».
В 1967 году еще одна картина с его участием – «Женя, Женечка и «катюша». Этот фильм вызвал большой зрительский интерес, но известности актеру не принес. И только после кинофильма «Хроника пикируещего бомбардировщика», где он сыграл радиста, об Олеге Дале узнала вся страна.
Ранний период творчества этого актера дарит нам героев, которых он наделял своими чертами, обаянием и оттенком некой грусти. Олег Даль обладал удивительной способностью создавать на экране целую гамму чувств: от солдата (в фильме «Старая,старая сказка») до шута (в «Короле Лире»).
В 1963 году молодой актер получил приглашение в театр «Современник». Здесь он в течение пяти лет играет роли второго плана. В 1968 году выходит пьеса «На дне», где Даль сыграл Ваську Пепла. Актер раскрывает характер Васьки неожиданно по новому, как человека, устремленного к счастью и красоте. В дальнейшем он с успехом играл в таких постановках тетра как: «Валентин и Валентина», «Провинциальные анекдоты», «Из записок Лопатина», «Принцесса и дровосек». Кроме того, постановка «Принцесса и дровосек» стала для Даля первым режиссерским опытом.
В 1871 году выходит на экраны знаменитый фильм «Тень». Здесь Даль прекрасно противопоставил два характера: роль ученого-неудачника, и его тени – дикой личности с маской вместо лица.
Вообще Даль был своеобразным человеком. Иногда он совершал такие поступки, которым не было объяснения. Например, он мог внезапно прервать репетицию или постановку спектакля практически перед премьерой, не объясняя причин. Он постоянно меняет творческие коллективы.
В 1973-1974 годах актер порадовал нас такими картинами как «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“». Эти фильмы имели особенную популярность.
Актер был очень требователен к себе и разборчив в выборе роли. Его наперебой приглашали известные режиссеры, но он чаще отказывался, чем снискал себе не очень хорошую репутацию опального актера. До 1977 года Даль был «невыездным». В 1980 году он был утвержден на роль в картине «Незваный друг». Но перед пробами произошел конфликт с руководством «Мосфильма», что очень плохо сказалось на здоровье актера – он очень переживал. Актер много пил, пытался бороться с этим. Он мог дойти до физического истощения, работая на износ и постоянно вступая в конфликты с режиссерами, отстаивая свое право играть только те роли, которые ему по душе.
Этот актер был удивителен тем, что его личность менялась так, как это было необходимо для воплощения той иной роли на экране, и всегда полностью отдавался искусству. До боли, до изнеможения, до нервных срывов. Это действительно настоящий талант. Талант, достойный почитания и уважения.
Олег Иванович Даль ушел из жизни 3 марта 1981 года в Киеве от сердечного приступа. Последним человеком, который видел его живым, был Леонид Марков, с которым они пробовались в одну картину. Они вместе ужинали, и Олег ушел, сказав фразу «Пошел умирать». Эта фраза была последней...