Танатология в России – философия, наука или религия?
Характер осмысления смерти в каждой культуре и в каждой эпохе определяется уровнем духовного самосознания нации. Не изучать смерть человек не может. Но делает он это всегда тем особым способом, по которому можно судить о его нравственном достоинстве и интеллекте.
Философская мысль XX века, продолжавшая изучать человека, а не его «след» в культуре и языке, констатировала исчерпанность антропологических парадигм, базировавшихся на идеях рациональных истин. В процессе техногенного развития цивилизации в поисках новой антропологической модели философы все более настойчиво обращаются к тайне смерти. «Дискурс смерти» приобретает тотальные формы. Идея смерти и умирания человека обрамляет все размышления о современной культуре, в результате чего смерть из тайны превращается в обыденный факт культуры.
Проблема смерти и бессмертия – это одна из самых притягательных и самых мучительных тем русской культуры. В России проблема смерти привлекает внимание представителей из различных областей знания. Еще недавно феномен смерти был вычеркнут из орбиты гуманитарных и естественных наук. Культура может время от времени накладывать известное идеологическое табу на размышления о смерти. И сейчас происходит интенсивная компенсация в осмыслении некогда недодуманных тем – так называемый «танатологический ренессанс». Интерес к вопросам смысла жизни и смерти обусловлен сегодня все более возрастающим вниманием к своеобразию «русской философии».
Интенсивный рост научного знания так же стимулирует интерес (часто нездоровый) к «вечным» темам. Сейчас стало возможно вторгаться в некогда запретные зоны человеческого бытия. Появился проект «геном человека», привлекший к себе внимание широкого круга ученых из различных областей. Целью этого проекта является расшифровка «генетического кода», обещающая невероятные возможности. Возникает новая фаза технократического утопизма – «трансгенный утопизм»; человек утрачивает понимание онтологических границ своей личности и дерзает осуществить нелепые, порой, абсурдные проекты.
Значительное место в современной научной литературе уделяется практическим вопросам биоэтики, психологии смерти и умирания, механизмам психологии старения, социологии смертности населения. Это весьма симптоматично, так как геронтофобия становится одним из лидеров на шкале современных общественных психопатологий. Необходимо отметить и то, что интенсивность биоэтической проблематики находится в прямой зависимости от интенсивности забвения традиционных ценностей.
Решение проблем смерти сегодня происходит через обращение к опыту англо-американской культуры. Именно в ней во второй половине XX века на стыке различных междисциплинарных исследований появляется наука танатология.
Можно утверждать, что современная западная танатология является фундаментальной парадигмой, в которой свершается жизнь и смерть человека. Многие исследователи считают танатологию «религией» XXI века. Техно-социум, порвав с традиционными практиками общения со смертью, формирует эвтаназийную парадигму, порождающую индустрию смерти. На Западе создана мощнейшая информационная база, проводятся многочисленные конференции и симпозиумы, создаются различные общественные организации с одной единственной целью – обеспечить современному человеку комфортный уход из жизни. Философский вопрос о смысле жизни здесь не ставится, ибо мешает комфорту самой жизни.
В качестве примера можно назвать крупнейшую американскую ассоциацию «The Association for Death Education and Counseling» (ADEC) – профессиональную организацию, включающую ученых, врачей, психологов, философов, которая занимается широким кругом вопросов, связанных со смертью и умиранием как в теоретическом, так и в практическом плане, готовящая и выпускающая сертифицированных специалистов в области танатологии.
Подобные структуры начинают появляться и в России. В августе 2001 года в Москве основан Институт Танатотерапии. В его программных документах сказано: «В основе базового стремления к жизни лежит контакт с процессами смерти и умирания, который мы определяем как инстинкт жизни. И этот же контакт лежит в основе естественного умирания в фазе смерти.
Основной целью Института Танатотерапии является оказание помощи всем нуждающимся в налаживании и установлении нормальных отношений с процессами умирания и смерти. Эта помощь осуществляется в проектах Института, разработки которых ведутся в границах концепции Танатотерапии и соприкасающихся с ней областей знаний».
Основная категория вокруг которой, организуется деятельность этого института - «культура правильного умирания». Именно этим и мотивируются большинство западных танатологических практик, для которых «правильный» способ ухода из жизни – высшая цель.
В настоящее время в медицинской литературе появилось много научных трудов, посвященных теме умирания и оживления мозга. Эти процессы нередко сопровождаются (при агонии и в раннем постреанимационном периоде) некоторыми явлениями, сущность которых пока еще не достаточно выявлена («видения», галлюцинаторная деятельность и др.). В качестве довода в пользу загробной жизни некоторые идеалистически настроенные ученые используют содержание рассказов больных, во многом сходные. Довод крайне несостоятельный: патологическая продукция умирающего или оживающего мозга в основном однотипна и не может быть иной у людей разных стран и народов. Ведь речь идет о мозге человека. Уровень эволюционной зрелости этого органа примерно одинаков везде. Структура мозга человека - едина. Это означает, что закономерности его умирания и оживления также однотипны.
Почему оживленные люди говорят о тоннеле и ослепительном свете в конце его? Это также находит объяснение с точки зрения физиологии. Кора затылочных долей мозга - довольно обширный участок. Полюс обеих затылочных долей получает кровоснабжение из системы средней и задней мозговых артерий. Этим объясняется то, что в то время как вся кора затылочных долей уже пострадала от гипоксии в процессе умирания, полюс затылочных долей (где имелась зона перекрытия) еще живет, но поле зрения резко сужается. Остается узкая полоса, обеспечивающая лишь центральное или, как его называют, «трубчатое» зрение. Отсюда и создается впечатление тоннеля.
Танатология не увязывает проблему смерти с вопросом смысла жизни, вынося ее за пределы морали вообще. Психологический комфорт в процессе умирания, достигаемый посредством совершенно различных способов (в том числе и через эвтаназию) выступает в качестве легитимизации и тем самым оправдания гедонистически прожитой жизни. Приятная жизнь – приятная смерть – таков лозунг современной западной (преимущественно американской) философии жизни и смерти.
Ценностная нейтральность науки – основное мировоззренческое правило позитивизма, которое распространилось и на глубоко этическую сферу, сферу смерти. Танатология – это технология умирания, не предполагающая духовного постижения жизни.
Современный рынок услуг начинает наводняться «танатологической продукцией», изготовляемой по евро-стандартам. Это не может не вредить духовному самочувствию нации. Для России характерен этико-философский подход, дающий наиболее глубокое осмысление феномена смерти. Он фиксирует нравственно негативную сущность смерти для человека любой эпохи и культуры и предлагает способы различного ее преодоления. Вместе с тем здесь раскрыт также и «позитивный» аспект смерти. В силу своей конечности человек обнаруживает в себе трансцендентную способность соотноситься с высшим началом Бытия, с Абсолютом.
Танатофобия порождает некрофилию; русская метафизика смерти способствует преодолению страха смерти как «основного инстинкта» и расширяет горизонт духовного бытия человека.
Самое поразительное то, что танатология — это наука без объекта и без специального языка описания; выводы строятся без первоначальной гипотезы. Смерть не имеет собственного бытийного содержания. Она живет в истории мысли как фантом, существенный в бытии, но бытийной сущностью не обладающий. И на сей момент – больше вопросов, нежели ответов…
(по материалам И.К. Исупова, Р. Корсини, С. Левит, Е. Сахно, С. Рязанцева. С. Юрьевой)