1 ноября в католическом мире – это день Торжества Всех Святых, 2 – День Поминовения усопших. Суть их есть отражение главного учения Церкви: праведники в качестве поощрения за чистую от земных грехов жизнь попадают в Рай, а грешники в наказание будут мучиться в Аду. Души же верующих, что не были исповеданы перед смертью, а также некрещеные, в том числе и младенцы, попадают в Чистилище. В эти дни католики вспоминают своих почивших родных и близких, молятся за их души, делают пожертвования и добрые дела с тем, чтобы помочь душам перейти в Рай. В церквях в течение первого дня принято служить 3 мессы, а на утро второго дня верующие отправляются на кладбища навестить могилы близких.
В Мексике, к слову, католической стране, сложились уникальные традиции празднования так называемого Дня Мертвых, уходящие корнями в индейское прошлое нации на много веков до вторжения испанцев. Историей зафиксированы факты проведения таких праздников начиная с 1 тысячелетия до н.э. во многих племенах, среди которых ацтеки (мехика), майя, тотонаки, тольтеки и др.
Для разных народов смерть всегда символизировала неизвестность, внутренний страх, даже благоговение, некоторые ее боялись, некоторые почитали, другие смеялись над ней. В Мексике сформировалась собственная культура отношения к загробному миру. Например, для ацтеков было в норме собирать черепа умерших людей, используя их в различных ритуалах как символы смерти и перерождения. Они верили в то, что судьба души зависела от того, как погиб человек, а не от того, какую жизнь он вел. Соответственно, в мировоззрении ацтеков у душ было 3 пути.
Первый вел в Рай Тлалока, Бога Дождя. К нему попадали все, чья смерть была связана с водой, утопленники, умершие от молнии, таких болезней, как водянка, чесотка, гнойники, подагра, а также дети, принесенные в жертву Тлалоку. Несмотря на то, что ацтеки обычно сжигали покойников, принявшие такие виды смерти люди хоронились в земле, как семена, которым суждено прорасти.
Другие попадали в Омейокан, Рай Солнца, управляемый Богом Войны. Там могли оказаться только войны, умершие в битве, принесенные в жертву Богу люди и женщины, умершие при родах. Попасть в этот Рай было привилегией избранных. Смерть в бою – лучшая из возможных смертей (женщины, умершие в родовых муках, приравнивались к воинам). Есть много свидетельств того, что люди добровольно приносили себя в жертву, готовясь к этому событию заранее, т.к. это считалось лучшим, что они могли сделать для своего Бога. Через 4 года после смерти души мертвых из Омейокана вновь возвращались на Землю, превращаясь в красивых грациозных птиц. Для ацтеков в такой смерти была Надежда – надежда сопровождать Солнце в его ежедневном рождении и лететь вместе с ним, превратившись в птицу.
В Миктлане обитали души тех, кто умер естественной смертью. Это место находилось под управлением Миктлансиуатль, «Дамы Смерти», явившейся прообразом современной Катрины, и ее мужа Миктлантекутли, Повелителем царства Мертвых, и было неким темным мрачным местом, без окон и дверей, откуда невозможно было выбраться. Чтобы добраться туда, душам приходилось выдерживать множество испытаний и преодолевать препятствия (в качестве помощника в загробном мире с покойником хоронили собаку). Путь продолжался 4 года, и заканчивался приношением даров для Миктлантекутли. Символом именно этого Бога ацтеки считали череп, один из главных атрибутов Дня Мертвых.
В древних верованиях отдельное место отводилось детям. Если погибший был ребенком, то он попадал в «детский рай», где росло дерево, из чьих веток сочилось молоко, чтобы малыши могли питаться. Считалось, что они вернутся на Землю только в том случае, если вымрет какой-нибудь род, чтобы выполнилось условие: из Смерти возникает Жизнь.
У этих народов под празднование Дня Мертвых отводился целый месяц в июле-августе. Его хозяйкой была «Дама Смерти». Первые дни были отведены детям, потом начинался праздник «взрослых» мертвецов. В течение всего месяца приносились дары и человеческие жертвы, организовывались различного рода парады и шествия, ритуальные танцы, пиршества, возводились алтари с приношениями для умерших (отсюда берут свое начало современные алтари мертвых).
После завоевания Мексики в XVI веке произошло смешение доиспанских традиций индейцев с европейско-католическими, и после адаптации одних к другим дата Дня Мертвых стала одинаковой для обеих (1-2 ноября). Но и сейчас День Мертвых в этой латиноамериканской стране – это один из самых любимых праздников. Это повод вспоминать любимых и молиться за них.
Основные дни праздника – 1 и 2 ноября. 1го числа на Землю прилетают души умерших детей, а 2го - взрослых, чтобы навестить тех, кого они любили при жизни. Семьи делают Алтари Мертвых и ставят к ним портреты отошедших в мир иной родных, окружают их зажженными свечами, чтобы указать им путь к своему дому. Там же кладут дары, блюда с едой, хлеб мертвых, стакан с водой, текилу, сигареты, любимые вещи, игрушки для умерших детей и т.п. Строжайше запрещено употреблять пищу, предназначенную для покойников. Мексиканцы говорят, что такая еда теряет вкус после того, как ее попробует мертвый, и есть ее чревато страшными последствиями. Днем устраиваются карнавалы, а ночью множество людей, со свечами, едой, текилой, цветами, устремляются на кладбище навестить последние пристанища своих близких людей.
Самой традиционной символикой праздника являются, конечно же, сладости в форме черепов («калаверас»), сделанные из сахара, шоколада, жвачки и т.п. На лбу у них пишется имя умершего члена семьи или друга, а потом их съедают. Иногда пишут и имена живых в качестве шутки над смертью. Вообще, черепа, кости, скелеты, и т.п. в эти дни повсеместно украшают одежду мексиканцев, витрины магазинчиков, улицы. Самый популярный персонаж - Катрина – символ смерти, повелительница загробного мира, представляет собой скелет в женской одежде. Этот образ создан мексиканским художником Хосе Посада в начале ХХ века.
Другие символы праздника – хлеб мертвых в форме разных фигурок, который делается специально для этого дня. Не обходится и без свечей, особенно золотого цвета (символ траура и скорби), которых обязательно должно быть четное количество. Дома, алтари, кладбища и могилы в изобилии украшаются цветами (преимущественно бархатцами), фигурками из цветной бумаги.
В наши дни День Мертвых в Мексике признан ЮНЕСКО как культурное устное и нематериальное наследие человечества (2003 г.).