Из-за широкого распространения у разных народностей, культы Буддизма имеют целую массу отличий друг от друга. Верования и традиции разных народов так или иначе просочились в канонические обрядовые традиции Буддизма и укоренились в нем. У соответствующих «новых» обрядов появлялись новые толкования и т. д. Просочившись на территоррию СССР, Буддизм (в СССР – Ламаизм), безусловно, вместил в себя новые обряды, связанные с погребальными ритуалами.
О том, как хоронили буддистов в СССР
В преддверии кончины у ламаистов принято было приглашать к умирающему Ламу, который совершит обряд напутствия (зурдайн-судур). Напутствие содержит подробный рассказ о том, с чем столкнется душа почившего, раставшись с телом.
После смерти родственникам предстояло узнать, кто и как готовит тело к похоронам, какие требуется служить хуралы, узнают о дне и времени похорон, а также о том, как выносить тело умершего и каким способом осуществлять погребение.
В случае, если указания не соблюдены, по повериям, семью может постигнуть новая утрата. Родственники обращаются к буянчи (что-то наподобие ритуального агента), который должен придать нужную позу покойнику, омыть и облачить его в одежды, зашить веки и подобное.
По традиции, тело отдавали стихии. Их пять: земля, вода, воздух, дерево, огонь. Нередко труп мог быть просто оставлен в открытом поле, где его съедали дикие звери. За похоронами следуют процедуры «очищения», совершаются разные обряды, читают молитвы. Эти действия призваны обезопасить живых от возможных несчастий.
Когда наблюдался аномальный падеж скотины или иные неблагоприятные факты, считалось, что дух покойного неспокоен и хочет вернуться в дом. В этом случае приносились ритуальные жертвоприношения, которые отгоняли дух от семьи.