Последнее пристанище великих людей
Бальзамирование
В мире усопших: Мексика в рамках католицизма и вне их (автор Анастасия Асейкина)
Жизнь или Смерть внутри портрета? (автор Наталья Елистратова)
Заметка о Пушкине
Захоронения Майа (автор Ольга Калинина)
Завещание
Заметка о некрологах
Изготовление гробов: технология и методика
Изготовление памятников и надгробий из камня
Исчезнувшие и уничтоженные кладбища Москвы
Картины из праха покойных родственников
Как пережить смерть близкого человека ? (автор Ольга Калинина)
Корейский обряд похорон
Лампада
Мемориальный комплекс "Хатынь" (автор Ольга Калинина)
Мистика в жизни известных людей (автор Ольга Калинина)
Несколько слов о мумификации (автор Ольга Калинина)
Несколько слов о похоронах в Древней Греции
Необычные могилы с видео плеером
Несколько слов о кремации
Несколько слов о том, как хоронили Ламаистов в СССР
Особенности поведения на поминках и в траур
О том, как хоронят "по-граждански"
О поминках
Похоронные обряды и традиции похорон разных народов
Полезные и бесполезные технические изобретения в ритуальном деле - гроб-шуруп
Похоронное дело в России и Европе
Психология страха смерти (автор Ольга Калинина)
Православные цвета
Похороны по иудейскому обряду
Похороны по католическому обряду
Православный обряд похорон
Православные молитвы и обряды по смерти человека
Ритуалы погребения в Зороастризме (автор Любовь Смирнова)
Разговор с умершим с помощью мобильного телефона
Размышления о вечном (автор Ольга Калинина)
Размышления о Ваганьковском некрополе
Смерть и похороны по мусульманским традициям
Самые известные мировые некрополи
Танатология в России – философия, наука или религия? - (автор Наталья Елистратова)
Царские похороны по религии Майя
Что делать, если умер человек
Что такое Пышные похороны
Элитные гробы
Эксгумация
Японские похоронные обряды
Дорогие мои старики (автор Ольга Калинина)
Клонирование (автор Ольга Калинина)
Изготовление памятников
Изображения на памятниках
Какие бывают памятники
Памятники из гранита
Памятники из мрамора
Религиозные памятники
Уход за памятниками из гранита



Всё о памятниках




Католические праздники (День Мервтых)

(Материал прислала Анастасия Асейкина)

1 ноября в католическом мире – это день Торжества Всех Святых, 2 – День Поминовения усопших. Суть их есть отражение главного учения Церкви: праведники в качестве поощрения за чистую от земных грехов жизнь попадают в Рай, а грешники в наказание будут мучиться в Аду. Души же верующих, что не были исповеданы перед смертью, а также некрещеные, в том числе и младенцы, попадают в Чистилище. В эти дни католики вспоминают своих почивших родных и близких, молятся за их души, делают пожертвования и добрые дела с тем, чтобы помочь душам перейти в Рай. В церквях в течение первого дня принято служить 3 мессы, а на утро второго дня верующие отправляются на кладбища навестить могилы близких. В Мексике, к слову, католической стране, сложились уникальные традиции празднования так называемого Дня Мертвых, уходящие корнями в индейское прошлое нации на много веков до вторжения испанцев. Историей зафиксированы факты проведения таких праздников начиная с 1 тысячелетия до н.э. во многих племенах, среди которых ацтеки (мехика), майя, тотонаки, тольтеки и др.

Праздник Дня Мертвых

Для разных народов смерть всегда символизировала неизвестность, внутренний страх, даже благоговение, некоторые ее боялись, некоторые почитали, другие смеялись над ней. В Мексике сформировалась собственная культура отношения к загробному миру. Например, для ацтеков было в норме собирать черепа умерших людей, используя их в различных ритуалах как символы смерти и перерождения. Они верили в то, что судьба души зависела от того, как погиб человек, а не от того, какую жизнь он вел. Соответственно, в мировоззрении ацтеков у душ было 3 пути. Первый вел в Рай Тлалока, Бога Дождя. К нему попадали все, чья смерть была связана с водой, утопленники, умершие от молнии, таких болезней, как водянка, чесотка, гнойники, подагра, а также дети, принесенные в жертву Тлалоку. Несмотря на то, что ацтеки обычно сжигали покойников, принявшие такие виды смерти люди хоронились в земле, как семена, которым суждено прорасти. Другие попадали в Омейокан, Рай Солнца, управляемый Богом Войны. Там могли оказаться только войны, умершие в битве, принесенные в жертву Богу люди и женщины, умершие при родах. Попасть в этот Рай было привилегией избранных. Смерть в бою – лучшая из возможных смертей (женщины, умершие в родовых муках, приравнивались к воинам). Есть много свидетельств того, что люди добровольно приносили себя в жертву, готовясь к этому событию заранее, т.к. это считалось лучшим, что они могли сделать для своего Бога. Через 4 года после смерти души мертвых из Омейокана вновь возвращались на Землю, превращаясь в красивых грациозных птиц. Для ацтеков в такой смерти была Надежда – надежда сопровождать Солнце в его ежедневном рождении и лететь вместе с ним, превратившись в птицу.

В Миктлане обитали души тех, кто умер естественной смертью. Это место находилось под управлением Миктлансиуатль, «Дамы Смерти», явившейся прообразом современной Катрины, и ее мужа Миктлантекутли, Повелителем царства Мертвых, и было неким темным мрачным местом, без окон и дверей, откуда невозможно было выбраться. Чтобы добраться туда, душам приходилось выдерживать множество испытаний и преодолевать препятствия (в качестве помощника в загробном мире с покойником хоронили собаку). Путь продолжался 4 года, и заканчивался приношением даров для Миктлантекутли. Символом именно этого Бога ацтеки считали череп, один из главных атрибутов Дня Мертвых. В древних верованиях отдельное место отводилось детям. Если погибший был ребенком, то он попадал в «детский рай», где росло дерево, из чьих веток сочилось молоко, чтобы малыши могли питаться. Считалось, что они вернутся на Землю только в том случае, если вымрет какой-нибудь род, чтобы выполнилось условие: из Смерти возникает Жизнь.

День Мертвых

У этих народов под празднование Дня Мертвых отводился целый месяц в июле-августе. Его хозяйкой была «Дама Смерти». Первые дни были отведены детям, потом начинался праздник «взрослых» мертвецов. В течение всего месяца приносились дары и человеческие жертвы, организовывались различного рода парады и шествия, ритуальные танцы, пиршества, возводились алтари с приношениями для умерших (отсюда берут свое начало современные алтари мертвых). После завоевания Мексики в XVI веке произошло смешение доиспанских традиций индейцев с европейско-католическими, и после адаптации одних к другим дата Дня Мертвых стала одинаковой для обеих (1-2 ноября). Но и сейчас День Мертвых в этой латиноамериканской стране – это один из самых любимых праздников. Это повод вспоминать любимых и молиться за них. Основные дни праздника – 1 и 2 ноября. 1го числа на Землю прилетают души умерших детей, а 2го - взрослых, чтобы навестить тех, кого они любили при жизни. Семьи делают Алтари Мертвых и ставят к ним портреты отошедших в мир иной родных, окружают их зажженными свечами, чтобы указать им путь к своему дому. Там же кладут дары, блюда с едой, хлеб мертвых, стакан с водой, текилу, сигареты, любимые вещи, игрушки для умерших детей и т.п. Строжайше запрещено употреблять пищу, предназначенную для покойников. Мексиканцы говорят, что такая еда теряет вкус после того, как ее попробует мертвый, и есть ее чревато страшными последствиями. Днем устраиваются карнавалы, а ночью множество людей, со свечами, едой, текилой, цветами, устремляются на кладбище навестить последние пристанища своих близких людей.

Празднования Дня Мертвых

Самой традиционной символикой праздника являются, конечно же, сладости в форме черепов («калаверас»), сделанные из сахара, шоколада, жвачки и т.п. На лбу у них пишется имя умершего члена семьи или друга, а потом их съедают. Иногда пишут и имена живых в качестве шутки над смертью. Вообще, черепа, кости, скелеты, и т.п. в эти дни повсеместно украшают одежду мексиканцев, витрины магазинчиков, улицы. Самый популярный персонаж - Катрина – символ смерти, повелительница загробного мира, представляет собой скелет в женской одежде. Этот образ создан мексиканским художником Хосе Посада в начале ХХ века.

Другие символы праздника – хлеб мертвых в форме разных фигурок, который делается специально для этого дня. Не обходится и без свечей, особенно золотого цвета (символ траура и скорби), которых обязательно должно быть четное количество. Дома, алтари, кладбища и могилы в изобилии украшаются цветами (преимущественно бархатцами), фигурками из цветной бумаги. В наши дни День Мертвых в Мексике признан ЮНЕСКО как культурное устное и нематериальное наследие человечества (2003 г.).

Анастасия Асейкина
comments powered by Disqus





Дмитрий Кондратьев© 2015