Последнее пристанище великих людей
Бальзамирование
В мире усопших: Мексика в рамках католицизма и вне их (автор Анастасия Асейкина)
Жизнь или Смерть внутри портрета? (автор Наталья Елистратова)
Заметка о Пушкине
Захоронения Майа (автор Ольга Калинина)
Завещание
Заметка о некрологах
Изготовление гробов: технология и методика
Изготовление памятников и надгробий из камня
Исчезнувшие и уничтоженные кладбища Москвы
Картины из праха покойных родственников
Как пережить смерть близкого человека ? (автор Ольга Калинина)
Корейский обряд похорон
Лампада
Мемориальный комплекс "Хатынь" (автор Ольга Калинина)
Мистика в жизни известных людей (автор Ольга Калинина)
Несколько слов о мумификации (автор Ольга Калинина)
Несколько слов о похоронах в Древней Греции
Необычные могилы с видео плеером
Несколько слов о кремации
Несколько слов о том, как хоронили Ламаистов в СССР
Особенности поведения на поминках и в траур
О том, как хоронят "по-граждански"
О поминках
Похоронные обряды и традиции похорон разных народов
Полезные и бесполезные технические изобретения в ритуальном деле - гроб-шуруп
Похоронное дело в России и Европе
Психология страха смерти (автор Ольга Калинина)
Православные цвета
Похороны по иудейскому обряду
Похороны по католическому обряду
Православный обряд похорон
Православные молитвы и обряды по смерти человека
Ритуалы погребения в Зороастризме (автор Любовь Смирнова)
Разговор с умершим с помощью мобильного телефона
Размышления о вечном (автор Ольга Калинина)
Размышления о Ваганьковском некрополе
Смерть и похороны по мусульманским традициям
Самые известные мировые некрополи
Танатология в России – философия, наука или религия? - (автор Наталья Елистратова)
Царские похороны по религии Майя
Что делать, если умер человек
Что такое Пышные похороны
Элитные гробы
Эксгумация
Японские похоронные обряды
Дорогие мои старики (автор Ольга Калинина)
Клонирование (автор Ольга Калинина)
Изготовление памятников
Изображения на памятниках
Какие бывают памятники
Памятники из гранита
Памятники из мрамора
Религиозные памятники
Уход за памятниками из гранита



Всё о памятниках




Православный обряд похорон

православный обряд похорон

Православный обряд похорон базируется в первую очередь на особом понимании Церковью тела человека. Она видит в нем временное пристанище души человеческой, весь земной путь которого лишь приготовление к жизни будущей, вечной. Собственно, смерть в этом ракурсе не является чем-то чрезвычайно скорбным. Она есть неизбежный итог всего сущего, после чего душа человека предстает пред Господом. Православный обряд похорон, если уместно так выразится, начинается ещё за некоторое время до того, как душа человека расстанется с телом. Человеку верующем важно успеть покаяться в грехах, покуда он ещё не перешел в ином миром, во избежание лишних тягот в жизни вечной. Поэтому обряд похорон христианина начинался с подготовки. К лежачим больным вызывали священнослужителя, который исповедовал умирающего, причащал и соборовал. Русские народные обряды опирались на веру в то, что по выходе из тела душа сразу столкнется с Ангелом-хранителем и с роем бесов, внушающих ужас. Чтобы облегчить разлучение души и тела читалась отходная, дающая отпущение грехов, упокоение в святых местах. Обряды похорон в России, исполненные торжества, заключают в себе глубинный смысл и опираются на сведения, бережно переданные апостолами, учениками Иисуса Христа. Ритуальные обряды русского народа символизируют дальнейший путь бессмертной души человека.

Приготовление

Обряд похорон принято начинать с омовения тела, дабы подчеркнуть чистоту духа умершего и дать ему возможность чистым и непорочным предстать пред Вседержителем. По омовении покойника облачают в чистое белье и одежды – символ новой, чистой жизни. Далее по православному обряду похорон следует положение во гроб, окропив его прежде святой водой. Если в момент кончины на покойном не было креста, его сразу нужно надеть. Руки покойного скрещивают на груди таким образом, чтобы правая оказалась сверху. В левой руке помещается крест, в правой – икона. Для мужчин предназначен лик Спасителя, женщинам кладут образ Богоматери. Эти действия символизируют веру усопшего в Иисуса Христа. На лоб покойнику кладут венчик, который является символ победного венца. Этот ритуал показывает, что умерший одержал победу в борьбе с земными пороками, и теперь его ждет награда за это. Далее обряд похорон у христиан первого дня требует положения тела в гроб и укрытия его белым саваном – символом того, что усопший теперь под покровом и покровительством Господа. Гроб ставится в центре помещения пред иконами. Зажигаются свечи, которые должны гореть до тех пор, пока не вынесут тело. Также свечи горят в изголовье, у ног и по бокам гроба, символизируя незаходимый свет и переход души умершего в вечную жизнь. Издревле обряд похорон у христиан, в отличие от похорон в древней Греции и др. исключал помещения в гроб посторонних предметов: пищи, одежд, денег. Следует класть в гроб лишь цветы, благоухание которых является Божественным Фимиамом. Цветы же символизируют сады Эдема, соцветья райского сада, украшающие Божий престол. После этих обрядов над телом читают Псалтирь. До предания тела земле её читают постоянно, кроме времени, отпущенного на панихиды. Православные традиции похорон рассчитаны на то, что по расставании с телом душа должна преодолеть многие преграды, прежде, чем попасть на суд Божий. Для облегчения пути и служат панихиды. Помимо панихид служат Литии (заключительная часть панихиды). Во время чтения родные и близкие покойного стоят с зажженными свечами, символизирующими тепло и искренность возносимых молитв. Плач и воздыхания родных являются упованием на Господа и мольбой об облегчении участи умершего.

Погребение

похороны по христианскому обряду

Обряд похорон в России совершается на третий, следующий за кончиной день. Отсчет времени ведется с самого дня смерти. Гроб с телом покойного приносят в храм для церемонии отпевания. Не возбраняется производить отпевание и дома. Прежде, чем вынести тело должно отслужить литию и кадить умершего. Каждение является символом честной жизни почившего, которая подобно кадильным благовониям возносится к Господу. В чинопоследовании отпевания заключается больше торжества, нежели скорби, именно поэтому священник при отпевании облачен в светлые одежды. Родственники и близкие также стоят с зажженными свечами. Отпевание осуществляется единожды. На отдельном столе ставят кутью – поминальное блюдо из зерен риса или пшеницы, сдобренное медом, сахаром и украшенное плодами или ягодами. Зерна символизируют вечную жизнь. Ведь чтобы они дали плоды, они прежде должны быть положены в землю, так и тело покойного кладут в землю, чтобы дать новую жизнь его душе. Гроб же во время церемонии остается открытым, если тому нет препятствий. По завершении песнопений священнослужитель читает разрешительную молитву, после чего текст этой молитвы вкладывают в руку покойному. После этого начинается церемония прощания с покойным. Церемония прощания заключается в том, что под пение «Приидите, последнее целование дадим…» гроб с телом покойного обходят родные и близкие и прикладываются губами к венчику и иконе на груди. Наклоняясь к покойному, прощающиеся просят прощения у него за обиды вольные и невольные. Если церемония прощания происходит при закрытом гробе, то целуют крест на гробе или длань священника. По окончании отпевания и прощания гроб с телом покойного под пение Трисвятого сопровождается на погост. Покойный полностью укрывается саваном, на который в форме креста посыпается земля и оставшееся священное масло, если совершалась церемония соборования. Если гроб не сопровождается священником до места погребения, похороны совершаются там, где происходило отпевание.

Примечания

Обряд отпевания не совершается в праздник Рождества и Светлой Пасхи. В иных случаях отпевание можно совершить заочно, но такие случаи достаточно редки. Заочное отпевание было популярно в годы войны, когда заочное отпевание заказывалось для погибших на фронте солдат. Также заочное отпевание получило распространение в середине 20 века из-за непростой религиозной ситуации в стране. По православному обряду похорон не могут быть погребены люди, сознательно совершившие самоубийство. Если на момент деяния покойный находился в невменяемом состоянии, то родственники должны получить разрешение архиерея, получить которое можно, приложив медицинские подтверждения болезни покойного.

comments powered by Disqus





Дмитрий Кондратьев© 2015